История православия в Чемале

Проповедь православия на Алтае навсегда связана с трудами  Алтайской Духовной миссии, основанной в 1830 году выдающимся миссионером, преподобным  Макарием (Глухарёвым). Менее чем за столетие (1830-1920) трудами сотрудников Миссии более половины коренного населения Горного Алтая всем сердцем обратилось ко Христу.

Христианское просвещение народов Алтая совершалось миссионерами в духе евангельской кротости и было подлинно апостольским служением, а духовно-просветительная деятельность Алтайской Миссии была настолько впечатляющей, что некоторых алтайских миссионеров современники еще при жизни именовали равноапостольными или даже апостолами Алтая. Сама же Алтайская Духовная миссия в конце 19 века была признана лучшей и образцовой среди других миссий Русской Православной Церкви как наиболее приблизившаяся к идеалу православного миссионерства. 

Алтайские миссионеры проповедовали Евангелие, устраивали миссионерские станы, открывали храмы и монастыри, а также создали письменность для народов Алтая, одарили их первыми книгами на родном языке, основывали школы и библиотеки,

лечили своих подопечных, защищали их от самоуправства злых чиновников и нечистых на руку торговцев, обучали ремеслам и огородничеству, знакомили с русской культурой. Всё первое поколение алтайской интеллигенции: учителя, врачи, писатели, художники — были исключительно воспитанниками миссионерских школ или детьми алтайцев-миссионеров, причем, некоторые сами успели потрудиться в Алтайской Духовной миссии.

Многие населенные пункты Горного Алтая получили свое развитие благодаря тому, что в них действовали миссионерские станы: Улала и Мыюта, Черный Ануй и Онгудай, Паспаул и Кебезень и, конечно же – Чемал.

Первый чемальский миссионер – иеромонах Иоанн — появился в окрестностях Чемала в 1850 году. Через год попечением благотворителей сюда был передан походный храм во имя Иоанна Предтечи. А на каменистом катунском острове отец Иоанн выстроил себе небольшую келью, куда удалялся для молитвы.

“На скалистом островке, из бурных волн реки Катуни, возвышающемся против киновии о. Иоанна, среди тенистых дерев и благовонных цветистых кустов маральника, устроена трехаршинная келейка с печкой”, – так писал в одном из писем миссионер, протоиерей Стефан Ландышев.

Епископ Томский Парфений освятил этот остров и собственноручно сделал надпись на камне: «1855 года августа 9 дня на память святого Апостола Матфия освящен остров сей во славу Единосущный иЖивоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна. Парфений еп. Томский». Вскоре эта надпись была увековечена на чугунной плите.

23 мая 1861 года в Чемал прибыл молодой иеромонах Макарий — будущий святитель Макарий (Невский), всей душой полюбивший Алтай и его жителей.

Отец Макарий составил и напечатал первый «Алтайский букварь» и первые православные книги на алтайском языке. Современный литературный алтайский язык во многом сформировался благодаря его подвижнической деятельности. Более сорока лет жизнь святителя была тесно связана с Алтайской Духовной миссией, в которой он прошел различные ступени служения, от учителя миссионерских школ до начальника Миссии. При жизни он был вознесен на высокое служение в сане митрополита Московского и Коломенского, постоянного члена Святейшего Синода, но, по свидетельству близких к святителю современников, Чемал всегда занимал особое место в сердце Апостола Алтая.

Удивительна судьба первого чемальского храма: за всю свою дореволюционную историю он освящался четыре раза. Сначала был походным храмом с антиминсом в честь Иоанна Крестителя. Затем, в 1860 году, храм был освящен как постоянный в честь святителя Николая Чудотворца.

В 1895 году храм получает статус молитвенного дома в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при сиротском приюте. И, наконец, в 1914 году храму было решено придать мемориальное значение.

Храм перенесли на любимый святителем Макарием остров, который он назвал Патмос. Торжественное освящение возрожденного храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено епископом Иннокентием Бийским 9 августа 1915 года, ровно через 60 лет после освящения острова епископом Парфением. По словам епископа Иннокентия:

«Убог этот храм, но он дорог нам как памятник молитвенных подвигов и поистине апостольских трудов Владыки нашего, Высокопреосвященнейшего митрополита Макария». К этому событию на остров был смонтирован пешеходный мост с опорой на лиственничные укосины.

История храма оборвалась в середине 20-х годов прошлого века. К сожалению, точных и достоверных сведений о том, как и когда храм был разрушен, не сохранилось.

 Возрождение

В конце 80-х годов Чемал посетил фотохудожник из Москвы Виктор Николаевич Павлов. Готовя сюжеты для книги «Православие Сибири и Дальнего Востока», он увидел старую фотографию храма на острове. История разрушенного храма заинтересовала Виктора Николаевича, появилось желание возродить разрушенную святыню.

Чтобы осуществить задуманное, Павловы – Виктор Николаевич и его супруга Галина (Гаяне) Степановна, — переехали из Москвы в Чемал и на собственные средства начали строительство.

По благословению правящего архиерея Барнаульской епархии, епископа Антония (Масендича), московский архитектор Алексей Борисович Котов создал проект храма, представлявший собой точную копию разрушенного Иоанно-Богословского храма. Архитектурную композицию дополнила колокольня с билами — металлическими пластинками разной формы и размеров, издающими своеобразный красивый и чистый звон.

В 1998 году на остров перекинули подвесной мост. Только теперь он был сделан не с восточной, а с южной стороны острова, и не на лиственничных опорах, а на стальных тросах. К осени 2000 года храм в честь апостола Иоанна Богослова был готов, а 10 января 2001 года освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием.

По благословению владыки Антония храм был передан Знаменскому монастырю города Барнаула, а в Чемале открыт Ионно-Богословский скит, позднее преобразованный в Архиерейское подворье. Виктор Николаевич был назначен экономом скита. Более 10 лет, до самой кончины,   он трудился и на поприще благоустройства скита  и в церковном строительстве. Им  также было положено начало храма святителя Макария Московского, митрополита Алтайского.

В мае 2011 года епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) вблизи горы Бешпек освятил место под фундамент храма в честь Святителя Николая Чудотворца.

За усердные труды Виктор Николаевич Павлов награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени и медалью святителя Иннокентия Митрополита Московского.

20 сентября 2015 года Галина Степановна Павлова была награждена медалью равноапостольного князя Владимира. Медаль ей вручил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл по окончании праздничного богослужения в честь 185-летия Алтайской духовной миссии в Горно-Алтайске.

21 августа 2011 года Павлов В.Н. мирно отошел ко Господу. Похоронен рядом с храмом святителя Макария.

Мы просим ваших святых молитв об упокоении раба Божия Виктора.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 2 октября 2013 года была образована Горноалтайская епархия. После чего Иоанно-Богословский скит получил статус Архиерейского подворья епископа Горноалтайского и Чемальского.

Первым настоятелем Архиерейского подворья, весной 2014 года, был назначен иеромонах Серафим (Бубнов), прибывший в Горноалтайскую епархию из Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Храм святителя Макария Алтайского 1 марта 2014 года, в день памяти святителя, освящен митрополитом Барнаульским и Алтайским Сергием и епископом Горноалтайским и Чемальским Каллистратом.

Патмос сегодня

Сегодня комплекс Архиерейского подворья включает в себя храм в честь апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, деревянный храм святителя Макария Алтайского и жилые кельи.

В храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на острове Патмос находятся очень почитаемые верующими иконы: – Христа Вседержителя, Богородицы Знамение и святителя Николая Чудотворца дореволюционного письма, переданные храму жителями Чемала. Эти иконы постепенно начали сами восстанавливаться: проявляется потускневший со временем лик, контуры одежд, обновляются цвета. Есть многочисленные свидетельства о том, что Господь, по молитвам верующих у этих икон, дарует бездетным супругам детей.

Рядом со входом в храм в гроте скалы находится изображение рождественского сюжета поклонения волхвов Младенцу Христу, а с другой стороны храма – величественно возвышается высеченное из камня изображение Божией Матери с Младенцем. Эти изображения сделаны монахиней Барнаульского Знаменского монастыря Филофеей (Лобановой).    

В храме святителя Макария Московского, митрополита Алтайского находится икона святителя, написанная в Оптиной Пустыни, с частичкой его честных мощей.

Ежегодно храм на острове Патмос посещают тысячи паломников из разных уголков России и зарубежья.

19 сентября 2015 года Архиерейское подворье в честь святителя Макария (Невского) посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Первосвятительского визита в Горноалтайскую епархию. В дар подворью Святейший Патриарх Кирилл передал Казанскую икону Божией Матери.

  31 июля 2016 года, в рамках паломнической поездки по святым местам России, алтайский остров Патмос посетила делегация потомков русских эмигрантов и священнослужителей из трех стран: Австралии, Канады и США — которую возглавил Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал).

Несколько раз Архиерейское подворье посещал схиархимандрит Илий (Ноздрин), насельник Свято-Введенской Оптиной пустыни и духовник братии.