Проповедь православия на Алтае связана с трудами Алтайской Духовной миссии, основанной в 1830 году, преподобным Макарием (Глухарёвым).
Михаил Глухарев родился 8 ноября 1792 года в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии. Закончил Смоленскую духовную семинарию в 1813 г. В 1814 г. Поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1818 г. он был пострижен в монашество в домовой архиерейской церкви, получив имя Макария, 25 июня 1818 года он был рукоположен в иеродиаконы, а еще через три дня – 28 июня – в иеромонахи. По благословению митрополита Московского Филарета, архимандрит Макарий подал прошение в Св. Синод о желании быть миссионером на Алтае, обращать в православие живущие там тюркские народы. Синод удовлетворил эту просьбу и 27 мая 1829 г. предписал о. Макарию ехать миссионером в Сибирь. Архимандрит Макарий был назначен в Бийский округ, населенный язычниками телеутами. За годы служения на Алтае – со дня основания Алтайской Духовной Миссии по 4 июля 1844 г. – были заложены основы деятельности миссии на пол столетия вперед.
В 1844 г. архимандрит Макарий был уволен из миссии и определен настоятелем Болховского Троицкого Оптина монастыря, куда и отбыл 4 июля. Скончался преподобный 18 мая (по ст. стилю) 1847 года в Болховском монастыре.
В 1983 году преподобный Макарий причислен к лику святых и его имя внесено в Собор Сибирских святых.
С 1830 по 1920 год трудами сотрудников Миссии большая часть коренного населения Горного Алтая приняла крещение.
Алтайская Духовная миссия на Иркутском миссионерском съезде 1910 г. была признана образцовой среди других миссий Русской Православной Церкви как наиболее приблизившаяся к идеалу православного миссионерства.
Алтайские миссионеры проповедовали Евангелие, устраивали миссионерские станы, открывали храмы и монастыри, а также создали на основе кириллицы письменность для народов Алтая, которой пользуются до сих пор, перевели на алтайский язык ряд богослужебных книг, важным событием в просветительской деятельности Алтайской Миссии было составление в 1868г. совместно с Михаилом Чевалковым алтайской азбуки. К азбуке приложены главнейшие молитвы и книжка для чтения из мест Священного Писания, составляющих в общем краткое, но цельное изложение догматического и нравственного учения. Миссионеры основывали школы и библиотеки, лечили своих подопечных, защищали их от самоуправства чиновников и нечистых на руку торговцев, обучали ремеслам и огородничеству, знакомили с русской культурой. Первое поколение алтайской интеллигенции: учителя, врачи, писатели, художники — были воспитанниками миссионерских школ или детьми алтайцев-миссионеров, причем, некоторые сами успели потрудиться в Алтайской Духовной миссии.
Улала и Мыюта, Черный Ануй и Онгудай, Паспаул и Кебезень и, конечно же – Чемал получили свое развитие благодаря тому, что в них действовали миссионерские станы.
Первый чемальский миссионер – иеромонах Иоанн — обосновался в окрестностях Чемала в 1850 году. Через год попечением благотворителей сюда был передан походный храм во имя Иоанна Предтечи. А на каменистом катунском острове отец Иоанн выстроил себе небольшую келью, куда удалялся для молитвы.
“На скалистом островке, из бурных волн реки Катуни, возвышающемся против киновии о. Иоанна, среди тенистых дерев и благовонных цветистых кустов маральника, устроена трехаршинная келейка с печкой”, – так писал в одном из писем миссионер, протоиерей Стефан Ландышев.
Епископ Томский Парфений освятил этот остров и собственноручно сделал надпись на камне: «1855 года августа 9 дня на память святого Апостола Матфия освящен остров сей во славу Единосущный и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна. Парфений еп. Томский». Вскоре эта надпись была увековечена на чугунной плите.
23 мая 1861 года в Чемал прибыл иеромонах Макарий — будущий святитель Макарий (Невский), всей душой полюбивший Алтай и его жителей.
Отец Макарий составил и напечатал первый «Алтайский букварь» и первые православные книги на алтайском языке. Современный литературный алтайский язык во многом сформировался благодаря его переводческой деятельности. Более сорока лет жизнь святителя была тесно связана с Алтайской Духовной миссией, в которой он прошел различные ступени служения, от учителя миссионерских школ до начальника Миссии. Даже после перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры, по свидетельству близких к святителю современников, Чемал всегда занимал особое место в сердце святителя Макария (Невского).
Удивительна судьба первого чемальского храма: за всю свою дореволюционную историю он освящался четыре раза. Сначала был походным храмом с антиминсом в честь Иоанна Крестителя. Затем, в 1860 году, храм был освящен как постоянный в честь святителя Николая Чудотворца.
В 1895 году храм получает статус молитвенного дома в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при сиротском приюте. И, наконец, в 1914 году храму было решено придать мемориальное значение. Затем храм перенесли на остров Патмос. Торжественное освящение возрожденного храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено епископом Иннокентием Бийским 9 августа 1915 года, ровно через 60 лет после освящения острова епископом Парфением. По словам епископа Иннокентия:
«Убог этот храм, но он дорог нам как памятник молитвенных подвигов и поистине апостольских трудов Владыки нашего, Высокопреосвященнейшего митрополита Макария». К этому событию на остров был смонтирован пешеходный мост с опорой на лиственничные укосины.
История храма оборвалась в середине 20-х годов прошлого века. К сожалению, точных и достоверных сведений о том, как и когда храм был разрушен, не сохранилось.
Возрождение
В конце 80-х годов Чемал посетил фотохудожник из Москвы Виктор Николаевич Павлов. Готовя сюжеты для книги «Православие Сибири и Дальнего Востока», он увидел старую фотографию храма на острове. История разрушенного храма заинтересовала Виктора Николаевича, появилось желание возродить разрушенную святыню.
Чтобы осуществить задуманное, Павловы – Виктор Николаевич и его супруга Галина (Гаяне) Степановна, — переехали из Москвы в Чемал и на собственные средства начали строительство.
По благословению правящего архиерея Барнаульской епархии, епископа Антония (Масендича), московский архитектор Алексей Борисович Котов создал проект храма, представлявший собой точную копию разрушенного Иоанно-Богословского храма. Архитектурную композицию дополнила колокольня с билами — металлическими пластинками разной формы и размеров, издающими своеобразный красивый и чистый звон.
В 1998 году на остров перекинули подвесной мост. Только теперь он был сделан не с восточной, а с южной стороны острова, и не на лиственничных опорах, а на стальных тросах. К осени 2000 года храм в честь апостола Иоанна Богослова был готов, а 10 января 2001 года освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием.
По благословению владыки Антония храм был передан Знаменскому монастырю города Барнаула, а в Чемале открыт Ионно-Богословский скит, позднее преобразованный в Архиерейское подворье. Виктор Николаевич был назначен экономом скита. Более 10 лет, до самой кончины, он трудился и на поприще благоустройства скита и в церковном строительстве. Им также было положено начало храма святителя Макария Московского, митрополита Алтайского.
В мае 2011 года епископ Барнаульский и Алтайский Максим (Дмитриев) вблизи горы Бешпек освятил место под фундамент храма в честь Святителя Николая Чудотворца.
За усердные труды Виктор Николаевич Павлов награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени и медалью святителя Иннокентия Митрополита Московского.21 августа 2011 года Павлов В.Н. мирно отошел ко Господу. Похоронен рядом с храмом святителя Макария. Мы просим ваших святых молитв об упокоении раба Божия Виктора.
20 сентября 2015 года Галина Степановна Павлова была награждена медалью равноапостольного князя Владимира. Медаль ей вручил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл по окончании праздничного богослужения в честь 185-летия Алтайской духовной миссии в Горно-Алтайске.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 2 октября 2013 года была образована Горноалтайская епархия. После чего Иоанно-Богословский скит получил статус Архиерейского подворья епископа Горноалтайского и Чемальского.
Храм святителя Макария Алтайского 1 марта 2014 года, в день памяти святителя, освящен митрополитом Барнаульским и Алтайским Сергием и епископом Горноалтайским и Чемальским Каллистратом.
Патмос сегодня
Сегодня комплекс Архиерейского подворья включает в себя храм в честь апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, деревянный храм святителя Макария Алтайского, старый скитской комплекс и новый монашеский комплекс с домовым храмом в честь св. вмчцы великой княгини Елисаветы.
В храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на острове Патмос находятся почитаемые верующими иконы: – Христа Вседержителя, Богородицы Знамение и святителя Николая Чудотворца дореволюционного письма, переданные храму жителями Чемала. Эти иконы постепенно начали сами восстанавливаться: проявляется потускневший со временем лик, контуры одежд, обновляются цвета.
Рядом со входом в храм в гроте скалы находится изображение рождественского сюжета поклонения волхвов Младенцу Христу, а с другой стороны храма – величественно возвышается высеченное из камня изображение Божией Матери с Младенцем. Эти изображения сделаны монахиней Барнаульского Знаменского монастыря Филофеей (Лобановой).
В храме святителя Макария Московского, митрополита Алтайского находится икона святителя, написанная в Оптиной Пустыни, с частичкой его честных мощей.
Ежегодно храм на острове Патмос посещают тысячи паломников из разных уголков России и зарубежья.
19 сентября 2015 года Архиерейское подворье в честь святителя Макария (Невского) посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Первосвятительского визита в Горноалтайскую епархию. В дар подворью Святейший Патриарх Кирилл передал Казанскую икону Божией Матери.
31 июля 2016 года, в рамках паломнической поездки по святым местам России, алтайский остров Патмос посетила делегация потомков русских эмигрантов и священнослужителей из трех стран: Австралии, Канады и США — которую возглавил Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал).
Несколько раз Архиерейское подворье посещал схиархимандрит Илий (Ноздрин), насельник Свято-Введенской Оптиной пустыни и духовник братии.